После того, как произведена начальная настройка системы, а так же обновление CentOS, самое время приступить к знакомству с web-интерфейсом, который предлагают нам разработчики Trixbox-a. Для этого необходимо запустить любой Интернет обозреватель, например IE, Firefox или Opera, и в адресной строке написать тот IP адрес, который вы назначили свой системе. В моём случае это 192.168.55.201. Система автоматически изменит его на http://192.168.55.201/users/ - это говорит о том, что мы находимся в части, доступной для всех пользователей. Вот как выглядит стартовая страничка Trixbox:

Кто дружит с английским, тот без труда прочитает, что же такое Trixbox: это самый популярный в мире дистрибутив, основанный на Asterisk. Так же тут говорится о том, что даже новичкам под силу легко и в короткие сроки создать свою собственную систему для IP телефонии.
Как мы видим, обычным пользователям доступны всего четыре пункта меню:
Voicemail and Recordings – голосовая почта;
Web MeetMe – приложение для создания и управления конференциями;
FOP – панель управления, написанная на Flash;
SugarCRM – программное обеспечение для контакт-центра.
Остановимся на каждом пункте поподробнее.
Voicemail and Recordings.

Для чего это нужно? В Asterisk-е есть замечательная возможность: если вас нет на рабочем месте или дома, в общем, если вы не подняли трубку, то вызвавший вас абонент может оставить вам голосовое сообщение. Это что-то на подобии распространенных ранее автоответчиков, только с несколько расширенными возможностями: можно не только оставить сообщение, но и отправить вам его по почте или отправить по почте уведомление о том, что есть сообщение и т.п. К сожалению, сейчас нет никакой возможности воспользоваться данной службой, т.к. у нас не созданы ещё никакие номера в системе, так называемые Extensions. Чуть позже, когда уже сделаем практически полностью функциональную мини-АТС, тогда пользователи смогут заходить и проверять адресованные им голосовые сообщения.
MeetMe
MeetMe – это создание, управление и администрирование конференций, но опять же для зарегистрированных в системе пользователей. На данном ознакомительном этапе система не позволит создавать конференции и выдаст следующее сообщение:

в котором вкратце рассказывается, что же это за штука такая – MeetMe.
FOP
Следующее приложение, доступное обычному пользователю – это FOP, Flash Operator Panel. Иными словами, это панель управления внутренними номерами, входящими или исходящими линиями, комнатами конференций, очередями звонков и т.п. Это достаточно мощный помощник операторам, секретарям в ежедневной работе с телефонией:

Extensions – это все наши внутренние номера, на данный момент отсутствующие (-:
Queue – очереди звонков. Достаточно мощная и интересная способность Astersk-а: если Вам звонит абонент, а все операторы заняты, то его звонок ставится в очередь и он слышит не сигнал «Занято», а что-то типа «Спасибо за Ваш звонок. Ваш звонок для нас очень важен. Пожалуйста, оставайтесь на линии, как только оператор освободится, Вас сразу соединят». Ну или что-то подобное. Можно ещё сообщить ему величину очереди, его номер в этой очереди и т.п.
Trunks – это все линии, что связывают нашу программную АТС с внешним миром.
Все эти настройки мы зададим несколько позже, когда уже будем настраивать нашу мини-АТС.
SugarCRM
Последний пункт, доступный обычным пользователям – это SugarCRM.

Что же такое CRM? Вот что по этому поводу говорит wikipedia: корпоративная информационная система, предназначенная для улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с клиентами, установления и улучшения бизнес-процедур на основе сохранённой информации и последующей оценки их эффективности. От туда же определение SugarCRM:
SugarCRM — коммерческая CRM система с открытыми исходными кодами и свободной лицензией. Система устанавливается на сервере. Доступ к системе осуществляется через веб-браузер.
SugarCRM предоставляет подавляющее большинство функциональных возможностей CRM систем.
- Активности
- Звонки
- Встречи
- Задачи
- Заметки
- Список сотрудников компании
- Общий календарь
- Контакты
- Клиенты и подрядчики
- Потенциальные клиенты (Leads)
- Возможности (потенциальные заказы и счета)
- Кейсы (описание важных ситуаций)
- Bug Tracker (слежение за ошибками)
- Репозитарий документов
- Работа с электронной почтой
- Рекламные кампании
- Управление проектами
В Профессиональной версии есть дополнительные модули.
Вот так выглядит рабочая область SugarCRM:

Безусловно, есть пакет русификации данного программного обеспечения, но это уже совсем другая история, как и то, как и что делать в SugarCRM. В дальнейшем, возможно, я подробно остановлюсь на работе с данной программой.
Теперь, думаю, самое время ознакомиться, какие возможности предоставляет нам Trixbox в режиме доступа для администратора. Для этого в правом верхнем углу рабочей области в окне браузера, прямо под временем на сервере, нажать на ссылку switch. Появится окошко для ввода имени пользователя и пароля. По умолчанию имя пользователя maint, а пароль – password. Далее мы уже находимся в системе как привелегированный пользователь. Первое, что мы увидим, будет общая, справочная информация:

Как видим, система нам выдаёт информацию о некоторых запущенных процессах, о сетевых устройствах, об использовании оперативной памяти, дискового пространства. Правый столбец нам отображает информацию об Asterisk: время, прошедшее с момента запуска, количество подключённых клиентов, а так же внешних линий.
Первый доступный пункт меню – Packages. Что-то мне подсказывает, что для людей, знакомых с UNIX-системами, этот пунктик будет более чем понятен. Для тех, кто впервые сталкивается объясняю: packages – это заранее скомпилированные программы для безболезненной установки в систему, удаления из системы, а так же обновления на более новую версию.

Но не всё так просто: система требует, чтобы мы были зарегистрированы на сайте trixbox.org, иначе работа с пакетами будет недоступна. Процедура регистрации не представляет из себя ничего сверхъестественного. После того, как вы зарегистрируетесь и войдёте в систему, вы увидите практически все установленные пакеты в системе, а так же их текущую версию, надо ли их обновить и т.п.

Тут уже вам самим решать, что установить, что удалить, что нуждается в обновлении, но помните одно правило: не уверены – не делайте, дабы не нарушить работоспособность системы в целом.
Следующий пункт меню в нашем обзоре – это Asterisk. Как не трудно догадаться – самый важный для нас пункт. В нём осуществляются все самые важные и главные настройки нашего сервера IP телефонии. Этот пункт меню состоит из 5 подпунктов:
- FreeRBX – утилита для конфигурирования Asterisk. Это достаточно мощная программа, так что работе в ней будет посвящена отдельная статья. В принципе, все настройки по телефонии будут осуществляться в ней. Вот как она выглядит после установки:

- Config Edit – для ручного редактирования, без использования FreePBX, конфигурационных файлов Asterisk. Настоятельно рекомендую: без досконального знания и уверенности в собственных действиях не вносить изменения в данные файлы. Это может существенно нарушить работу Asterisk.

Окно конфигурирования файла iax.conf

- Asterisk Info – выдаёт более подробную информацию о нашем Asterisk-е.

- Endpoint Manager – утилита для управления подключением и настройками телефонных аппаратов различных производителей, таких как Aastra, Cisco, Grandstream и т.п.

Внизу экрана система предупреждает, что перед попыткой конфигурации соответствующего телефона, необходимо выполнить соответствующую консольную команду, соответствующую фирме производителю телефона.
Вот как выглядит настройка телефонов Linksys:

- CDR Report (Call Detail Record Report) – запись, прослушивание и управление всеми звонками в системе. Возможно, кому-то необходима такая возможность для контроля за сотрудниками (-:

- System – различная системная информация о системе в несколько развёрнутом виде:

После инсталляции доступны не все пункты:
System info – информация об операционной системе, имеющемся оборудовании, использовании памяти, использовании дискового пространства:

System maint – управление сервером, остановка и запуск Asterisk, выключение, перезагрузка всей системы, в общем то, ради чего, по большому счёту, обычно приходится логиниться в систему и осуществлять все эти действия, используя командную строку:

Обращаю ваше внимание на последний пункт на этом экране – Disable Stats. По этому поводу некоторое время назад даже разгорелся нешуточный скандал в Интернете. Создателей Trixbox обвиняли в том, что они шпионят за своими пользователями, ведь эта программа ведёт мониторинг оборудования, используемого пользователями, и отсылает полученную информацию создателям. Создатели дали разъяснение, что это делается для того, чтобы собирать статистику об оборудовании и на основании этого уделять больше внимания разработке поддержки устройств от конкретных производителей. Если вы не хотите сообщать подобную информацию – просто отключите эту службу.
SSH Terminal – Java-аплет для терминального доступа к нашему серверу, используя ssh протокол. В принципе, достаточно удобная программка, если под рукой нету Putty или чего-то подобного:

Другими словами, мы получаем полный доступ к машине, если нет возможности или необходимости непосредственно работать с нашим сервером. Ведь нельзя исключать вероятность, что между нами и нашим сервером IP- телефонии будут многие тысячи километров…
Network – как нетрудно догадаться из названия – настройка всего, что качается сети: сетевое имя нашего сервера (hostname), DNS, шлюз (Gateway), а так же различные параметры для установленных сетевых плат в системе:

Последний пункт меню – Setting – состоит из двух подпунктов:
Repositories – эта утилита позволяет разрешить или запретить исходные коды установленных пакетов, а так же выбрать, что именно следует загрузить:

Registration – позволяет зарегистрировать вашу систему в on-line магазине Trixbox для последующего заказа необходимой продукции. Думаю, кому это необходимо – сами разберутся, что здесь и как.
На этом ознакомительная часть о Trixbox-е можно считать законченной. Я постарался вкратце описать, что и для чего необходимо, а вот как этим пользоваться – об этом уже в дальнейших статьях.