1. Необходимо знать, каким образом осуществляется доступ в Internet. Возможны различные варианты, но наиболее распространены следующие:
- компьютер пользователя подключён непосредственно к провайдеру, т.е. имеет реальный, иными словами, публичный IP адрес;
- компьютер пользователя подключён в офисную или домашнюю сеть, реального IP адреса не имеет, доступ в Internet осуществляется через роутер/маршрутизатор, через NAT/firewall.
В первом случае не имеет большой разницы, какой тип программного обеспечения, IAX или SIP, использовать. Важно только отметить, что при первой попытке установить связь с сервером IP-телефонии, возможно появление предупреждения от встроенного фаервола Windows, что программа пытается установить соединение с удалённым сервером. Необходимо просто разрешить устанавливать такие соединения. Иначе осуществлять звонки будет невозможно.
2. Сложнее обстоит ситуация, когда компьютер включён в локальную сеть. В большинстве случаев без вмешательства и помощи системного администратора обойтись не удастся. Основанием для такого утверждения является то, что при грамотном построении локальной сети и доступа в Internet, большая часть неиспользуемых портов просто блокируется фаерволом.
3. Если Вы намереваетесь использовать IP-телефонию в офисе, используя программные телефоны, то рекомендуем использовать IAX-клиентов. Данный протокол гораздо лучше работает в случаях, когда звонки осуществляются с компьютеров, находящихся за NAT. С кратким описанием протокола IAX можно ознакомиться в разделе "Статьи".
Если на предприятии или в организации используется firewall, то необходимо открыть 4569 UDP порт в обоих направлениях, чтобы возможно было совершать звонки. Ниже приведён пример для фаервола операционной системы FreeBSD:
#/sbin/ipfw -q add 100 allow udp from any 4569 to any
#/sbin/ipfw -q add 101 allow udp from any to any 4569
Этими правилами разрешаются звонки всем, кто находится в данной локальной сети. Если необходимо разрешить звонки какому-то одному пользователю с определённым IP адресом, то указанные правила необходимо слегка модифицировать:
#/sbin/ipfw -q add 100 allow udp from <user_IP> 4569 to any
#/sbin/ipfw -q add 101 allow udp from any to <user_IP> 4569
Однако следует обратить внимание на то, что подобные правила придётся прописывать для всех пользователей, которые захотят использовать IP-телефонию.
4. Несколько сложнее ситуация с SIP протоколом. Если использование IP-телефонии ограничится только программными телефонами, то вполне можно обойтись IAX-клиентами. Если есть непреодолимое желание использовать именно SIP-клиентов или имеются аппаратные SIP-телефоны, то придётся несколько понастраивать firewall.
Во-первых, необходимо разрешить исходящий SIP трафик с IP адреса Вашего телефона:
#/sbin/ipfw -q add 200 allow tcp from <user_IP> 5060 to any 1024-65535
Так же необходимо разрешить входящий SIP трафик на IP адрес Вашего телефона:
#/sbin/ipfw -q add 201 allow tcp from any 1024-65535 to <user_IP> 5060
Во-вторых, необходимо разрешить исходящий RTP трафик с IP адреса Вашего телефона. Сложность данной операции в том, что различные SIP устройства используют разные базовые порты для RTP. Например, в настройках программного телефона "ZoIpeR" чётко указывается RTP порт: 8000. Поэтому правило для фаервола будет выглядеть так:
#/sbin/ipfw -q add 202 allow udp from <user_IP> 8000-8100 to any 1024-65535
Для разрешения входящего RTP трафика, правило будет выглядеть примерно так:
#/sbin/ipfw -q add 203 allow udp from any 1024-65535 to <user_IP> 8000-8010
Однако в большинстве случаев не представляется возможным точного определения номера порта, используемого для RTP трафика. Поэтому просто открывают весь диапазон портов UDP 5000-65535. В этом случае правила для фаерволла будут выглядеть так:
#/sbin/ipfw -q add 300 allow udp from <user_IP> 5000-65535 to any 1024-65535
#/sbin/ipfw -q add 301 allow udp from any 1024-65535 to <user_IP> 5000-65535
5. Если и после данных настроек у Вас не получилось установить соединение с нашим сервером IP-телефонии, то Вы можете воспользоваться нашей технической поддержкой.